Насосы центробежные типов ЦН 160/112 и ЦН 90/100 и агрегаты электронасосные на их основе предназначены для перекачивания топлив для реактивных двигателей по ГОСТ10227-86, ГОСТ12308-89 в чистом виде или с противоводокристаллизационными жидкостями до 0,3 % по массе (ТГФ – ГОСТ17477-86, ТГФМ – ТУ6-10-1457-79, И – ГОСТ 8313-88 и И-М ТУ 6-10-1457-79, автомобильных бензинов ГОСТ2084-77, авиационных бензинов ГОСТ1012-72 и дизельных топлив ГОСТ305-82), а также воды и других жидкостей, сходных с водой по вязкости и химической активности.
Насосы относятся к восстанавливаемым изделиям вида 1 ГОСТ27.003-90.
Насосы и агрегаты разработаны с учетом требований безопасности, определяемых ГОСТ Р 52743-2007.
Насосы (агрегаты) допускаются для перекачивания жидкостей, относящихся к категории IIА, IIВ и группам взрывоопасности Т1, Т2, Т3 по ГОСТ Р51330.19. Согласно классификации ПУЭ (правила устройства электроустановок) допускается установка электронасосов во взрывоопасных зонах классов В-Iа, В-Iб, В-Iг, В-IIА.
Конструкция
Насос ЦН – центробежный двустороннего входа, горизонтальный, одноступенчатый с двусторонним подводом жидкости к рабочему колесу и спиральным отводом. Корпус насоса имеет разъем в горизонтальной плоскости, проходящей через ось ротора. Крышка корпуса продолжает конфигурацию каналов корпуса.
Для насосов ЦН 90/100, ЦН 90/100-Е, ЦН 160/112, ЦН 160/112-Е, ЦН 160/112-1, ЦН 160/112-Е-1 (с нижним расположением патрубков) в верхней части крышки предусмотрено отверстие М16х1,5 для присоединения вакуумнасоса или системы вакууммирования. Для насосов ЦН 160/112-2, ЦН 160/112-Е-2, ЦН 160/112-3, ЦН 160/112-Е-3 (с верхним расположением патрубков) отверстие для присоединения вакуумнасоса или системы вакууммирования расположено на напорном патрубке.
Основное направление вращения ротора: левое против часовой стрелки (для насосов с нижним расположением патрубков) либо правое по часовой стрелке (для насосов с верхним расположением патрубков). По требованию заказчика допускается изготавливать насосы с противоположным вращением ротора, насосы с верхним расположением патрубков – с устройством для крепления и привода датчика тахометра.
Для уплотнения протечек жидкости по валу применено торцовое уплотнение: одинарное либо одинарное со вспомогательным либо двойное.
Рабочее колесо насоса - двустороннего входа, что позволяет в основном уравновесить осевые силы. Остаточные осевые усилия воспринимаются радиально-упорными подшипниками.
Применение
в топливо-заправочных комплексах (ТЗК) на гражданских и военных аэропортах в составе аэродромных топливозаправщиков для транспортировки светлых нефтепродуктов и механизированной заправки измеряемыми объемами топлива;
в насосных перекачки нефти и технологических эстакадах нефтеперерабатывающих заводов для перекачивания светлых нефтепродуктов;
в нефтяных терминалах для перевалки автобензинов, дизельного и авиационного топлива, авиационных керосинов;
в системах обеспечения оперативного и долговременного хранения нефтепродуктов комбинатов Росрезерва РФ.
Особенности, преимущества
применение комплектующих проверенных поставщиков позволяет гарантировать успешную эксплуатацию при температурах до минус 40 °С;
применение рабочего колеса двухстороннего входа позволяет уравновесить осевые силы и снизить нагрузки на подшипники;
наличие горизонтального разъема корпуса насоса и крышки насоса позволяет производить ремонт на месте эксплуатации без демонтажа трубопроводов.
Технические характеристики
Марки
Подача (номин.), м3/ч
Напор, м
Мощность потребляемая насосом (макс.), кВт
Частота вращения, об./мин
Частота вращения, c~1
КПД насоса, %
Частота тока, Гц
Вид тока
Допускаемый кавитационный запас, м, не более
ЦН 90/100а
80
80
40
2900
48
60
50
переменный
4.8
ЦН 90/100а-Е
80
80
45
2900
48
55
50
переменный
4.8
ЦН 90/100
90
100
44
2900
48
60
50
переменный
4.8
ЦН 90/100-Е
90
100
50
2900
48
55
50
переменный
4.8
ЦН 160/112б
135
80
50
2900
48
70
50
переменный
4.8
ЦН 160/112б-Е
135
80
54
2900
48
65
50
переменный
4.8
ЦН 160/112в-Е-т
135
46
2600
43
64
50
переменный
4.4
ЦН 160/112а
150
100
62
2900
48
70
50
переменный
4.8
ЦН 160/112а-Е
150
100
67
2900
48
65
50
переменный
4.8
ЦН 160/112
160
112
77
2900
48
70
50
переменный
4.8
ЦН 160/112-Е
160
112
85
2900
48
65
50
переменный
4.8
Условное обозначение
Например ЦН 160/112в-Е-т У2 ТУ26-06-1640-91, где:
ЦН – центробежный;
160 – подача, м3/ч;
112 – напор, м;
в – индекс обточки рабочего колеса:
а – первая обточка рабочего колеса;
б – вторая обточка рабочего колеса;
в – специальная обточка колеса (для топливозаправщиков);
Е – материала корпуса:
Е – из углеродистой стали;
без индекса – чугунный корпус;
т – тип уплотнения вала:
т – одинарное торцовое уплотнение со вспомогательным;
тд – двойное торцовое уплотнение;
без индекса – одинарное торцовое уплотнение;
У2 – климатическое исполнение и категория размещения.